Меню

День образования Московской области

14 января в 16:37 Просмотров: 87

Несмотря на то что Подмосковье отмечает день рождения региона осенью, датой образования Московской области считается 14 января 1929 года.

В ходе укрупнения единиц административно-территориального деления РСФСР появилась Центрально-Промышленная область, которая до 1931 года включала в себя и Москву.

28 июня 1929 года было принято решение об образовании Лопасненского района.

Немного интересных фактов о Лопасне из тех лет:

В 1930 году на территории района зарегистрировано 887 рождений и 400 смертей.

В 1933 г. было решено с 25 февраля по 25 марта провести месячник чистоты и штурм за здоровые условия: провести медосмотр на заболевания, вшивость, на чистоту тела и белья, профилактическими мерами с полным изжитием вшивости. Организовать регулярные банные дни. Выделить 100 кг мыла для генеральной уборки медицинских учреждений.

20 июня 1933 г. была организована профессиональная пожарная команда со штатом 18 единиц.

Лопасненский район в 1930-е гг. занимал восточные склоны Среднерусской возвышенности, и имел относительно спокойный рельеф; пересекался район руслами рек Нары и Лопасни.

По левобережью реки Нары, а также по реке Лопасне встречались мергеля и доломитизированные известняки; на плоских водоразделах и на пологих склонах были распространены пласты суглинка, мощность которых к югу от станции Лопасня достигал 3 метров. Они могли быть использованы в кирпичном производстве.
При станции Столбовая в 1932 году пущен в эксплуатацию Любучанский завод, вырабатывающий детали для автомобилей «ГАЗ».

Венюковский завод (в 7 км от Лопасни) изготовлял запасные части для текстильной промышленности.

В деревне Крюково имелся небольшой машиностроительный завод, в Лопасне - механизированный лесопункт.

В деревне Волосово промкооперативной артелью было организовано производство несгораемых шкафов и сейфов, пилонасечная мастерская промартели «Машдеталь», имелись сапожная и две швейные мастерские. В районе работали 19 мелких электростанций, в том числе 4 колхозные. По колхозам были разбросаны отдельные предприятия мелкой промышленности, в частности по добыче известняка.

Распаханность района была сравнительно не велика. Пашня составляла всего 30,1 %, под лугами и выгонами – 8% территории. В связи с недостатком лугов и выгонов, большое значение приобретали посевные травы и процветало животноводство.

С севера на юг через территорию района проходила железная дорога им. Дзержинского, имеющая в пределах района одну станцию - Лопасня - и два железнодорожных разъезда - Чепелево и Луч. Из гужевых дорог района 100 км были улучшенных и 62 - с твердым покрытием. Основная гужевая дорога - Подольско-Харьковское шоссе - проходило почти параллельно железнодорожной магистрали. Кроме того, от районного центра идет шоссейная дорога на Стремилово, а в восточном направлении – от станции Лопасня на Новоселки через Васькино, Нерастанное; наконец, в северной части района от Подольско-Харьковского тракта отходит шоссейная дорога до Мещерского.

В 1938/39 учебном году функционировали 48 начальных, 7 неполных средних школ и 3 средних. Кроме того, в селе Скурыгино имелся Институт трудового воспитания, при котором работали швейная, ткацко-трикотажная, токарная и слесарная мастерские, в селе Троицком - школа медсестер и при Венюковском механическом заводе - ФЗУ.

В районе было 17 изб-читален, Дом культуры, 7 детсадов. Библиотечная сеть состояла из 29 постоянных библиотек, из которых 10 школьных.

Работали 8 киноустановок.

Райцентр - село Лопасня - находилось на реке Лопасня, в 2,5 им от железнодорожной станции того же названия и в 77 км от Москвы. В райцентре имелась коммунальная электростанция, мощностью в 18 КВТ, Дом колхозника и Дом культуры со зрительным залом на 450 человек, баня.